Хорошая терапия похожа на уроки вождения для разума. Она помогает людям понять, что вызывает их погружение в депрессию, и не только предоставляет им инструменты для выхода из этого состояния, но и учит, как регулировать сложные эмоции в будущем. Клинические специалисты и исследователи давно установили, что одним из основных факторов, способствующих развитию депрессии, является неспособность конструктивно или адаптивно справляться с негативными эмоциями.

Медикаменты могут облегчить часть психической боли, вызванной депрессией, но они не учат людей справляться с тяжёлыми переживаниями и эмоциями, которые могут заставить их чувствовать себя подавленными. Лекарства также не помогают справляться с мыслями, которые могут спровоцировать такие чувства. В результате человек остаётся уязвимым к обстоятельствам и всегда подвержен риску повторного развития депрессии. Цель психотерапии заключается в том, чтобы построить фундамент для психического здоровья, помогая людям развить навыки управления эмоциями и мыслями.

Почему терапия важна для лечения депрессии?

С одной стороны, депрессию можно рассматривать как состояние истощения, которое возникает, когда проблемы превышают ресурсы человека для их решения. Терапия направлена прямо на разработку новых моделей решения проблем. Она не менее эффективна, чем медикаменты во время лечения, но её эффекты сохраняются дольше и предотвращают повторное возникновение депрессии. Техники совладания, навыки решения проблем и осознание своих уязвимых мест, приобретённые в процессе терапии, полезны на протяжении всей жизни.

Помогает ли терапия в том, с чем не справляются лекарства?

Многочисленные исследования сравнивают эффекты психотерапии и медикаментов. Лекарства от депрессии могут быстрее снять симптомы, чем терапия, но облегчение длится только до тех пор, пока принимаются медикаменты. Терапия же оказывает длительное воздействие: она не только облегчает симптомы текущего эпизода депрессии, но и снижает риск будущих эпизодов. Исследования показывают, что оба метода лечения изменяют работу мозга. Терапия помогает людям осознать, как их собственные реакции на негативные переживания запускают нисходящую спираль мыслей, ведущих к депрессии. Она также способствует развитию навыков, которые прерывают эту цепь реакций. Более того, терапия восстанавливает чувство контроля, чего не могут дать медикаменты. Возможно, самое важное — это поддержка и связь, которые развиваются между пациентом и терапевтом, и которые становятся инструментом выздоровления.

Когда терапия используется вместе с медикаментами?

Так как психотерапия может занять несколько недель или месяцев, чтобы подействовать, её часто назначают вместе с медикаментами для людей, которым требуется быстрое облегчение при тяжёлой депрессии. Однако менее трети пациентов реагируют на первый препарат, который им назначают. Новая группа препаратов для лечения депрессии — все они связаны с психоделиками — открывает новые нейронные пути к выздоровлению и особенно эффективна в сочетании с интенсивной психотерапией. Один из таких препаратов — кетамин, который действует быстро и, как было показано, снижает суицидальные мысли; он вводится внутривенно и всё чаще используется для пациентов с суицидальными наклонностями.

Как координируется терапия с использованием медикаментов?

Комбинированное лечение с использованием психотерапии и медикаментов для лечения тяжёлой депрессии очень распространено, как для острых, так и для хронических форм расстройства. Лечение может начинаться одновременно с обеими методами или последовательно. Иногда сначала необходимо снизить уровень тревожности или психической боли с помощью медикаментов, прежде чем пациенты смогут быть восприимчивы к психотерапии. В других случаях медикаменты могут усилить эффекты психотерапии.

Обычно психиатр или другой врач назначает медикаменты, следит за реакцией пациента и при необходимости корректирует дозировку или меняет препарат. Психотерапия, в свою очередь, проводится психологом или другим специалистом в области психического здоровья. Психотерапевт, как человек, напрямую взаимодействующий с пациентом и его мыслями, может предоставить важную обратную связь лечащему врачу. Пациенты получают лучшие результаты, когда эти два специалиста находятся в постоянном контакте и координируют свои действия.

Что делает терапия?

Терапия является столь же “реальным” лечением депрессии, как и медикаменты. Она вызывает долгосрочные изменения в работе мозга, которые можно увидеть на исследованиях с нейровизуализацией. Терапия изменяет схемы соединений между различными областями мозга, позволяя пациентам лучше контролировать эмоциональные реакции.

Поскольку депрессия является рецидивирующим расстройством, психотерапия имеет двойную ценность: она не только облегчает текущие страдания, но и предотвращает будущие эпизоды. Терапия также обращает вспять социальное и профессиональное снижение, которое типично для пациентов с депрессией. Благодаря тесному взаимодействию с терапевтом на регулярных встречах (обычно еженедельных в течение ограниченного времени) пациенты учатся идентифицировать внутренние и внешние переживания, которые подавляют их эмоционально, и запускают нисходящую спираль негативных мыслей и чувств. Пациенты также учатся распознавать искажения в мышлении, которые способствуют чувству безнадёжности и отчаяния. Обретая собственные ресурсы для решения проблем, пациенты получают возможность вернуть контроль над своей жизнью.

Насколько эффективна терапия?

Терапия весьма эффективна, при условии, что пациенты проходят полный курс лечения. Недавние данные показывают, что только 10,6% пациентов с депрессией когда-либо получали еженедельную терапию в течение периода лечения, который обычно длится от 12 до 16 недель. Однако те, кто проходит полный курс, получают более продолжительный эффект от терапии, чем от медикаментов. Пациенты менее склонны к необходимости второго курса лечения и реже сталкиваются с рецидивами. В действительности, исследования показывают, что один курс психотерапии работает как минимум так же хорошо, как постоянный приём медикаментов.

Когда лучше всего обратиться за терапией при депрессии?

Если в течение двух недель человек испытывает постоянную грусть или утрату способности получать удовольствие, сопровождающиеся чувством безнадёжности или вины, а также физическими изменениями, такими как потеря аппетита или раннее пробуждение, стоит рассмотреть возможность наличия тяжёлой депрессии. Диагноз депрессии ставится после тщательного медицинского обследования, которое исключает физические состояния, такие как расстройства щитовидной железы, которые могут вызвать похожие симптомы. Терапию следует начинать, как только диагноз депрессии подтверждён. Чем дольше эпизод депрессии остаётся без лечения, тем труднее его лечить, тем больше вероятность будущих эпизодов, а также тем выше вероятность воспалительных изменений в мозге. Депрессия влияет на все сферы жизни — работу, семью и другие аспекты, поэтому раннее начало терапии минимизирует её разрушительное воздействие.

Почему важно как можно скорее обратиться за терапией?

Раннее лечение депрессии необходимо, потому что сама депрессия изменяет работу мозга. Исследования показывают, что депрессия связана с воспалительными изменениями в мозге. В результате таких изменений, чем дольше длится эпизод депрессии, тем больше вероятность его рецидива. Без лечения депрессия может прогрессировать и привести к нейродегенерации. Особенно страдает префронтальная кора, область мозга, отвечающая за принятие решений, рациональное мышление и контроль над эмоциональными реакциями. Терапия помогает пациентам не только справиться с текущим эпизодом депрессии, но и предотвращает будущие.

Как скоро я замечу эффект от терапии?

Исследования показывают, что 50% пациентов выздоравливают в течение 15–20 сеансов, и многие пациенты начинают ощущать улучшения уже через несколько встреч. Разные пациенты отличаются по характеру и тяжести своих проблем, а также по скорости прогресса, но большинство людей замечают постепенное восстановление способности функционировать. Они также отмечают уменьшение чувства безнадёжности. Первым признаком улучшения депрессии может быть снижение грусти или уменьшение пессимизма относительно будущего. Может наблюдаться ослабление раздражительности или возрождение интереса к тому, что раньше приносило удовольствие. Чувство вины также может начать исчезать.

Как я узнаю, что терапия работает?

Чувство улучшения — хороший показатель, но это далеко не единственная мера эффективности терапии. Специалисты по психическому здоровью регулярно оценивают прогресс терапии и полагаются на два важных инструмента для мониторинга успехов пациента. Один из них — это опытное суждение терапевта о способности пациента вовлекаться в терапевтический процесс. Другой — это стандартизированная шкала оценки симптомов, которая измеряет состояние пациента по каждому из симптомов депрессии: от личного мировоззрения до замедления физических реакций. Важные вопросы включают: сохраняется ли “пелена” на мышлении или замедленность речи, или они ослабли? Часто ли пациент плачет? Или вообще перестал плакать? Наиболее часто используемая шкала для оценки симптомов — это Шкала депрессии Гамильтона (Hamilton Rating Scale for Depression), часто называемая Ham-D.

Как долго будет нужна терапия?

Исследования показывают, что 50% пациентов выздоравливают в течение 15–20 сеансов. Как и при медикаментозном лечении, пациенты добиваются лучших результатов, когда терапия продолжается в течение периода времени после исчезновения симптомов. Существует три цели психотерапии. Первая — это отклик на лечение, то есть улучшение симптомов. Пациенты могут начать ощущать улучшения уже после нескольких сеансов. Вторая цель — это ремиссия, когда все симптомы исчезают, и пациент возвращается к полноценному функционированию во всех сферах жизни. Может возникнуть соблазн прекратить терапию на этом этапе, но эксперты сходятся во мнении, что лечение следует продолжать как минимум ещё четыре месяца после исчезновения симптомов, чтобы обеспечить полное восстановление (третья цель лечения) и поддерживать способность справляться со стрессами повседневной жизни. Завершение полного курса терапии имеет критическое значение для полного выздоровления.

Может ли любой вид терапии помочь?

Для восстановления от депрессии пациенту важно понимать, какие события вызывают депрессивную реакцию, осознавать свои психологические уязвимости, распознавать искажённые паттерны мышления, которые приводят к чувству безнадёжности, выявлять поведенческие паттерны, усугубляющие проблемы, развивать навыки решения проблем и предпринимать действия, даже когда этого не хочется. Опытный терапевт сможет определить, какой метод лечения лучше всего подходит для конкретного пациента, но в любом случае в план лечения будут включены все эти цели. Тем не менее, существуют несколько типов психотерапии, которые специально нацелены на одну или несколько таких потребностей и имеют хорошо доказанную эффективность, проверенную в ходе многочисленных исследований.

Какие виды терапии особенно эффективны против депрессии?

Депрессия — это многоаспектное расстройство, и она лучше всего поддаётся лечению, если терапия нацелена на конкретные области дисфункции. Четыре вида терапии доказали свою эффективность при депрессии и прошли тщательные исследования как в процессе лечения, так и в течение длительного времени после него. Это когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), межличностная терапия (МЛТ), психодинамическая терапия и поведенческая активация.

Чем занимается когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?

КПТ направлена прямо на искажённые способы мышления, которые часто формируются ещё в раннем возрасте и типичны для людей с депрессией. Многочисленные исследования подтверждают её эффективность. Она основана на том, что негативно предвзятое мышление и убеждения вызывают чувство безнадёжности и отчаяния, типичные для депрессии, и изменение мыслей изменяет эмоции. Исследования показывают, что при депрессии нарушение работы нейронных цепей склоняет пациента к негативному восприятию себя, мира и будущего, а терапия эффективно меняет эти схемы передачи сигналов в мозге. КПТ включает активное сотрудничество между пациентом и терапевтом, которое помогает пациентам оспаривать и проверять свои собственные мысли и убеждения, пробовать новые стратегии поведения и уменьшать реактивность на стрессовые ситуации.

Чем занимается межличностная терапия (МЛТ)?

Подобно КПТ, МЛТ является краткосрочной, ориентированной на настоящее терапией. Однако её основная цель — это проблемы в межличностных отношениях, которые как вызывают, так и являются следствием депрессии. Многочисленные исследования подтверждают, что решение межличностных конфликтов — это эффективный путь к облегчению депрессии. МЛТ фокусируется на четырёх основных межличностных проблемных зонах: неразрешённое или сложное горе, конфликты с близким человеком (ролевые споры), жизненные переходы, такие как завершение брака или возникновение физических заболеваний, и явные дефициты в межличностных навыках. Пациенты учатся понимать, какая проблема связана с началом их депрессивного эпизода, и напрямую устранять эти трудности, часто учась лучше выражать свои эмоции. Под руководством терапевта они изучают новые стратегии общения и могут даже репетировать решения долгосрочных социальных проблем с помощью ролевых игр.

Что делает поведенческая активация?

Поведенческая активация — это краткосрочная, основанная на доказательствах терапия, которая направлена на борьбу с типичными для депрессии моделями избегания, такими как потеря интереса к ранее любимым занятиям и уход от социальной активности. Поведенческая активация стимулирует вовлечение в вознаграждающую деятельность как способ изменить негативные чувства и нарушенное настроение, которые делают депрессию столь угнетающей. Поведенческую активацию можно рассматривать как отдельную часть когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), применяемую интенсивно. Поведенческая активация предполагает, что пациенты выбирают виды деятельности — физические упражнения, ужины вне дома, встречи с друзьями или выполнение задач — которые приносят им некоторое удовольствие или чувство достижения. С активной поддержкой терапевта пациенты начинают понимать порочный круг депрессии и роль активности в пробуждении мотивации и энергии.

Что делает психодинамическая терапия?

Психодинамическая терапия является современной эволюцией психоанализа и также направлена на развитие понимания себя, в частности, осознания проблемных ситуаций и личных уязвимостей, которые создают почву для депрессии. Терапевт играет активную роль в ведении терапии, а отношения между терапевтом и пациентом становятся важным каналом для выздоровления. В отличие от КПТ и межличностной терапии (МЛТ), которые сосредоточены на настоящем, психодинамическая терапия может рассматривать текущие трудности в контексте предыдущего жизненного опыта и отношений.

Может ли групповая терапия быть полезной?

Несмотря на то, что депрессия — это очень индивидуализированное расстройство, проявляющееся у каждого пациента по-разному, групповая терапия иногда может быть полезной. Одним из ключевых аспектов может быть групповое обучение навыкам совладания, решения проблем и управления сложными эмоциями, так как дефицит этих навыков лежит в основе большинства проявлений депрессии. Такое лечение часто называют психообразованием, и оно может быть особенно привлекательным для людей, которые не могут позволить себе индивидуальный курс терапии или чувствуют стигматизацию. Групповая терапия имеет некоторые преимущества по сравнению с индивидуальной. Во-первых, она противодействует социальной изоляции, которая является главным фактором, способствующим депрессии. Группы также позволяют прорабатывать дисфункциональные модели отношений, которые способствуют депрессии. Кроме того, взаимодействие в группе создаёт форум для объективного вызова негативным самооценкам, которые люди с депрессией делают о себе.

Может ли терапия помочь человеку с суицидальными мыслями?

Исследования показывают, что около 5% пациентов с депрессией имеют суицидальные мысли. Суицид воспринимается как способ избежать психической боли, вызванной депрессией, которая искажает паттерны мышления и чувств, делая невозможным увидеть выход из текущего состояния или представить возможность улучшения в будущем.

Хорошая терапия включает в себя конкретную оценку риска самоубийства, отдельную от оценки депрессии. Также она включает специальные меры по управлению риском суицида в настоящем и будущем. Многие терапевты заключают с пациентами “антисуицидальные пакты”. Договор может быть как письменным, так и устным, но в любом случае пациенты соглашаются не причинять себе вреда и обязуются позвонить терапевту, если у них возникнут мысли о суициде, или обратиться в экстренную службу, такую как 911. Кроме того, исследования показывают, что такие методы лечения депрессии, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), могут быть очень полезны, если они адаптированы для устранения искажённого мышления, которое ведёт к депрессивному отчаянию и суицидальным мыслям.

Как оценивается прогресс в терапии?

Хотя неструктурированные взаимодействия с пациентами могут дать представление о состоянии пациента, хорошие терапевты регулярно оценивают клиническое состояние пациента с использованием критериев, валидированных в многочисленных исследованиях. Чтобы понять, улучшается ли состояние пациента и насколько, терапевты регулярно отслеживают прогресс лечения, измеряя тяжесть различных симптомов депрессии с помощью стандартизированных шкал. Наиболее часто используемым инструментом оценки является Шкала депрессии Гамильтона (Ham-D), которая оценивает прогресс в 21 категории симптомов — от уровня грусти до чувства вины, отсутствия энергии и проблем со сном. Тяжесть оценивается для каждой группы симптомов, а сравнение результатов за несколько сеансов даёт точное представление об эффективности лечения и указывает на области, требующие более интенсивной работы.

Читать далее: Естественные подходы к лечению депрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WordPress Appliance - Powered by TurnKey Linux